Взлётная полоса Александра Краснощекова

10 мая 2021 в 10:41
23 тысячи часов, или ровно три года, именно столько в общей сложности занимает время, которое пилот-инструктор Александр Краснощеков провел в воздухе. Взгляд к небесам он обращал с малых лет. В юности мечтал управлять огромными пассажирскими воздушными судами, но в первый же год после окончания летного училища его направили на поисковую аэросъемку, и большая авиация перестала для него существовать.

Подкормка сельхозкультур удобрениями, тушение лесных пожаров, вывоз тяжелых пациентов бортом санитарной авиации — в такой круговерти Александр Иванович и провел более 40 лет своей жизни и лишь в марте этого года ушел на заслуженный отдых.

из архива Александра Краснощекова

Страха не было, был интерес

Будущий летчик малой авиации родился в поселке Новопавловка  Петровск-Забайкальского района. На долю его родителей выпали трудные годы военного лихолетья. Его отец Иван Краснощеков был молод для фронта, поэтому он вместе со многими забайкальцами прокладывал путь к Великой Победе в тылу — с юных лет работал на нескольких угольных разрезах Читинской области. С шахтерским трудом он и связал в последствии свою судьбу, был директором угольного разреза. Он погиб довольно рано — в возрасте 50 лет стал случайной жертвой перестрелки при задержании преступника. Мать работала бухгалтером, сейчас на пенсии. Супруги Краснощековы воспитали троих детей. Сестра нашего героя преподавала музыку в школе, брат работал электриком, а Александр навсегда отдал сердце небу.

— Я с малых лет мечтал стать летчиком, занимался в кружке авиамоделирования, ездил на соревнования в Читу. Планировал поступить в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И.С. Полбина, но не получилось. Тогда решил попытать счастье в гражданской авиации — подал документы в Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П.Ф. Еромасова. Поступить было очень сложно — после медкомиссии конкурс составлял около 30 человек на место. Льготы полагались отслужившим в армии, а я только окончил школу. Вот и пришлось напрячься, как следует, — поделился воспоминаниями Александр Иванович. — У нас было сформировано звено из 30 человек, причем 24 из них пришли учиться после армии. Нам — молодым тогда досталось. Первые полгода жили в условиях дедовщины — через день наряды, чистка ботинок «старикам». Но через полгода все наладилось — стало понятно, кто чего стоит. Злобных издевательств не было, просто нам дали понять, что такое служба в авиации.

Свои ощущения от первого полета наш герой описал одним выражением: «Ничего непонятно». Но уверил, что страха не было, был только интерес. А иначе и быть не может: если есть страх, то с авиацией лучше завязать навсегда. Не страшили Александра и прыжки с парашютом: положено было выполнить два прыжка, а он выполнил четыре — «за себя и за того парня».

из архива Александра Краснощекова

Окончив училище, Александр Иванович хотел отправиться в Улан-Удэ, но там для него не нашлось места. Тогда он приехал в Читу.

— Начинал в должности второго пилота. Как оказалось, мне, как молодому специалисту, еще пришлось многому учиться. В лётном нас научили держать штурвал, взлетать, садиться, но там полеты были простые: всегда садились против ветра, в хорошую погоду, на длинную взлетную полосу. В реальности же все иначе — полоса короче, ветер дует со всех сторон. Стать профессионалом мне помог опытный командир Владимир Николаевич Казарбин. С ним в 1973 году мы поехали работать в Монголию, — продолжил свой рассказ Александр Краснощеков.

из личного архива Александра Краснощекова

«За две секунды можно многое сделать»

В Монгольской Народной Республике наш герой проработал 12 лет — первые три сезона вторым пилотом, затем девять лет командиром воздушного судна. Все эти годы его задачей была поисковая аэросъемка.

— Пожалуй, это самый сложный вид авиационных работ, когда летишь по заданному маршруту на высоте 25-75 метров с огибанием ландшафта. Цель такой работы — геологическая разведка. Затем по собранным нами данным составлялись геологические карты, а дальше на перспективных для геологоразведки территориях трудились наземные поисковые отряды. Сейчас поисковую аэросъемку выполняют только на вертолете, — пояснил наш герой. — Могу смело сказать, что Монголию я облетел всю. И это невероятно красивая страна, особенно ее север — там не только степи, но есть и удивительные высокие горы.

На тот момент Александр Краснощеков уже успел обзавестись семьей. Супруга Лариса Викторовна последовала за ним с двумя сыновьями — Артемом и Иваном. Жить пришлось в вагончике, но этот факт никого не угнетал. Рядом с таким нестандартным, но при этом уютным жильем расцветал садик, росли овощи. Телевизора не было, для отдыха предназначались два теннисных стола и кинопредвижка, с помощью которой смотрели фильмы на русском языке.

В конце 80-х годов геологоразведка в Монголии пошла на спад, и семья Краснощековых вернулась в Читу. Александр Иванович получил квалификацию пилота вертолета. Сначала летал вторым пилотом, затем стал командирам. По его словам, именно на вертолете ему нравилось летать больше всего, поскольку эта техника дает гораздо больше возможностей и заставляет постоянно думать. Как уверяет наш герой, на вертолете двух одинаковых полетов не бывает.

Летать в то время приходилось много, и полеты были самыми разнообразными. Большую часть Александр Краснощеков работал на аэросъемке. Также он управлял бортом санитарной авиации — доставляли в районы Читинской области бригады врачей для проведения операций, привозили пациентов на обследование и лечение, а затем возвращали домой, доставляли больных в столицу области в экстренных случаях.

Также наш герой был задействован в проведении авиационно-химических работ — распылении минеральных удобрений на полях сельскохозяйственных культур. Александр Иванович даже был командирован в Узбекистан на дефолиацию (удаление листьев с помощью химических средств) хлопка. За эту работу его наградили грамотой ЦК ВЛКСМ. Вылетал он и на лесные пожары — доставляли бортом к месту горения пожарных-парашютистов. Часто приходилось возить пассажиров.

— Народ был мобильный — билетов на самолет было не достать. Многие летали в гости к родным, друзьям из одного населенного пункта в другой просто попить чаю и побеседовать. Бывало, прилетишь, высадишь пассажиров, пойдешь по своим рабочим делам, вечером летим обратно — садятся те же самые люди, что летели встретиться со своими близкими, — рассказал летчик.

Разумеется, экстремальных ситуаций в жизни пилота было немало.

— Обледенения и болтанки — это, можно сказать, рутина. Однажды мы упали прямо в лес между Калгой и Газимурским Заводом. От самолета не осталось ничего. Со мной тогда были второй пилот, штурман и два оператора аэросъемки. Одному оператору деталью съемочной аппаратуры разбило подбородок, а так мы все остались целы. Такая у нас работа — нужно постоянно быть готовым к чему-то подобному и уметь быстро принимать решения. Один известный летчик-испытатель говорил: «Я сел и подумал. А это ровно две секунды». В небе время идет иначе, и за две секунды можно многое сделать, — поделился Александр Краснощеков.

Александра Калашникова

«Я всегда найду себе дело»

Советский период истории наш герой считает поистине золотой эпохой авиации, а в 90-е годы, по его словам, начался кошмар. Полетов практически не было. Нашему герою за несколько этих «лихих» лет довелось поработать таксистом, сторожем, оператором на заправочной станции. Лишь в начале «нулевых» малая авиация начала медленно возвращаться к жизни. Из 400 человек летного состава читинского авиационного отряда осталось четверо. Вот и летали два экипажа на одном самолете, преимущественно решая задачи санитарной авиации. Затем возобновились пассажирские рейсы, только уже не 5-6 вылетов в день, а несколько рейсов в неделю. Да и по всем остальным направлениям работы стало в разы меньше. Для химобработки сельхозполей стали применять беспилотники. Пожары тушат с помощью наземной техники, а авиацию используют лишь для осмотра территорий. Санитарный борт задействуют только в экстренных случаях для транспортировки тяжелых пациентов.

Возникли проблемы и с кадрами — молодежь не хотела идти в малую авиацию.

— В советские годы в малой авиации 30-летний возраст считался предельным — на пенсию уходили в 32-34 года. Сейчас из 27 человек летного состава больше десятка уже отметили свое 60-летие. Три года назад самым молодым был 46-летний пилот. Молодежь стала приходить совсем недавно. Зарплаты в малой авиации меньше, чем в большой, поэтому молодые в основном стремятся управлять пассажирскими авиалайнерами. Раньше прилетишь в деревню, детвора облепит самолет, завалит вопросами, а в последние годы уже я спрашивал детей, хотят ли они быть пилотами, и редко кто давал утвердительный ответ, — с сожалением отметил Александр Иванович.

С 1977 года он является пилотом-инструктором, поэтому хорошо знает, какая молодежь приходит в малую авиацию.

— Многих мне доводилось обучать после летного училища. Побеседуешь, поспрашиваешь, полетаешь с ним и начинаешь понимать, что человек готов, что есть желание работать. К счастью, не все думают исключительно о деньгах, есть и те, кто любят небо. Обидно мне за них, потому что практики сейчас мало, — подчеркнул наш герой.

Не приветствует он и некоторые современные веяния в малой авиации. К примеру, для него всегда незыблемым было правило, что приказ командира — закон. Огорчает его и тот факт, что молодые начинающие пилоты при любой нештатной ситуации ищут ответ в гаджетах: по его мнению, нужно учиться думать самостоятельно, ведь может так случиться, что времени на совет со смартфоном просто не будет. С недоверием он относится и к современной автоматике, которая, по его словам, погубила немало жизней, поскольку «не слушалась» пилотов.

Тот факт, что летные училища стали выпускать все больше девушек, Александр Краснощеков считает ошибкой, а не достижением.

— Я против женщин в авиации. Для этой работы нужны физические силы, выносливость. Такие нагрузки не для женщин, — поделился летчик.

Старший сын Александра Ивановича Артем Александрович тоже связал судьбу с небом — три года отработал в Чите, затем уехал в Абакан, а после — во Владивосток, где управляет пассажирским лайнером. С женой воспитывает дочь. Младший сын супругов Краснощековых Иван Александрович в юные годы увлекся регионоведением, выучил английский и китайский языки. Часто бывал в командировках в Китае, а когда поступило предложение о работе в Поднебесной, согласился. Его семья живет в Китае уже 15 лет. Внучка Александра Ивановича обучается в китайской школе.

За годы профессиональной деятельности Александр Краснощеков так редко бывал дома, что сейчас для него это в радость. Появилось время достроить дачу на месте сгоревшей во время пожаров в 2015 году, ходить с женой на охоту и рыбалку.

— Как пошел на пенсию, так два раза на рыбалку съездил, а до этого ни разу, потому что выходных не было, — сказал он в заключение нашей беседы. — Я всегда найду себе дело. Работать не буду — считаю, что менять такую профессию на что-то другое недопустимо. А вообще мне в жизни повезло — у меня была любимая работа, сейчас рядом любимая семья. Жаль только, что красоты этой не увижу. Бывало, огорчит что-нибудь на земле, а в небо поднимешься — так красиво, что чувствуешь себя спокойным и счастливым.

Юлия Болтаевская

×