Что значит быть преподавателем

21 сен в 12:49
Прозвенел звонок, оповещающий о начале пары. Из-за «дистанционки» мы еще ни разу не видели вживую ту, что преподает нам тележурналистику. «Заочное» впечатление по видеолекциям было располагающее. Но, учитывая опыт прошлого, вполне были готовы к тому, что оно окажется обманчивым. Приближался момент «икс».

И вот вошла она — по-деловому элегантная, с обаятельной улыбкой, пшеничного цвета волосами, колыхающимися в такт ходьбе. Красивая… В течение пары все наши опасения были развеяны. А после   пережитых вместе приключений мы окончательно убедились в том, что она — наш человек. Для нас —  Марина Витальевна, для вас — Марина Лобачева, а для преподавательской среды — бриллиант. Такие, как она, своим примером формируют истинное представление о том, что значит быть настоящим преподавателем.

из личного архива Марины Лобачевой

Познакомьтесь с солнышком

Марина Лобачева обучает телевизионному мастерству на кафедре журналистики в Забайкальском государственном университете. Для своих студентов она настоящее солнышко. И не только потому, что на самом деле излучает свет всем своим естеством, но и потому, что одаряет учеников теплыми лучами своей заботы и участия. Студенты искренне любят занятия с ней. Преподавательница всегда старается быть с ними на одной волне, с пониманием относится к личным ситуациям и помогает разобраться с трудностями в учебе и жизни.

Но желание учить других появилось у нее не сразу. С самого детства маленькая Марина, тогда еще  Лазарева, наблюдала за работой своих родителей-педагогов. Мама преподавала студентам техникума устройство сельскохозяйственной техники, а папа — вождение грузовых автомобилей. Они всегда были увлечены своим делом. Однако Марина видела, как им бывало тяжело. Постоянная работа с людьми, составление планов, педсоветы, бумажная волокита — все это добавляло стресса родителям и пугало девочку. Она считала, что преподавание — это не про нее. Все изменилось, когда она попала на телевидение…

Как родилось желание помочь

Журналистика привлекала Марину Лазареву всегда. Ее увлечения, навыки и стремления всецело были направлены в сторону коммуникации, так что выбор отделения, на которое она будет поступать, был для всех очевиден. Методом проб и ошибок Марина осознала, что из всех направлений журналистики ее душа лежит именно к телевидению. Саму себя она считает «игроком неодиночного вида спорта» — ей всегда гораздо приятнее работать в команде. А телевидение — это командная игра, где результат зависит от стараний каждого ее члена.

В то время кафедра была еще совсем молодой. После третьего курса, придя на практику в ГТРК «Чита», девушка поняла, что ее студенческих знаний недостаточно, а среди телевизионщиков нет людей, у которых было бы время ее чему-то специально учить. Не сосчитать граблей, на которые пришлось наступить молодой практикантке, прежде чем она влилась в этот стремительный поток. Но скорость не отталкивала девушку. Молодая и амбициозная, она чувствовала в себе энергию, чтобы не отставать от остальных. И после учебы продолжила работать здесь.

Вместе с тем в эмпатичной душе Марины стала зарождаться новая печаль. Ей было тяжело наблюдать за неопытными студентами, которые так же, как она когда-то, терялись в этом безумном потоке и не влюблялись в телевидение. Каждого она хотела взять за руку и лично помочь во всем разобраться. Но теперь времени на кураторство не хватало ей самой. Тогда в глубине души у Марины, уже Лобачевой, впервые зародилось желание прийти в университет и хотя бы в формате мастер-класса поделиться своим опытом со студентами.

из личного архива Марины Лобачевой

«Полюби каждого студента»

Все решилось в 2017 году, когда ей пришло письмо от Ирины Ерофеевой, заведующей кафедрой журналистики ЗабГУ. Предыдущий педагог уезжал в другой город, и медиакластер — телестудия при кафедре — оставался без руководителя. На это место и приглашали Марину Лобачеву.

Тележурналист легко влилась и в преподавательский коллектив, и быстро удалось найти общий язык со студентами. Это неудивительно, ведь, в первую очередь, в любой ситуации она старалась поставить себя на их место. Была ли это новая тема, которую нужно было раскрыть для каждого, или личная ситуация, с которой обращался ученик. Марина Лобачева старалась пропускать все через себя: обучить и понять человека так, как ей хотелось бы, чтобы обучили и поняли когда-то ее.

Помогало и наставление матери Марины: «Полюби каждого своего студента, как самого себя, и у тебя все получится». И преподавательница действительно любит, даже если этот студент — двоечник. В каждом она старается увидеть личность со своими взглядами на жизнь, своим опытом и проблемами. Да и в целом молодое поколение в большинстве своем женщина считает очень интересными людьми: толерантными, культурными, разносторонне развитыми. Хотя и у них бывают сложности в обучении, телевизионщица способна увидеть потенциал у каждого.

На парах у Марины Лобачевой всегда царит доверительная атмосфера. Вместе со своей наставницей ребята могут и обсудить серьезные темы, и посмеяться. Женщине приятно, что студенты звонят, пишут или приходят к ней лично за помощью. А многие просто благодарят за обучение. Кого-то Марина Витальевна спасала от творческого выгорания и желания бросить все. Многие студенты, применяя советы наставницы, работают на известных телеканалах, в том числе и в Москве, и учатся в МГУ на магистратуре.

Так кто такой преподаватель?

Временами мы, студенты, задаемся вопросом: «Что значит быть преподавателем?» В совершенстве владеть дисциплиной и передавать свои знания слушателям? Может быть. Но этого недостаточно. Настоящий преподаватель приходит на лекции не просто для того, чтобы прочесть некогда вызубренный материал. Он старается вдохновить учеников сделать так, чтобы те и сами были заинтересованы в его науке, в обучении в целом. А потому быть обыкновенным носителем информации и рупором — для нее слишком мало. Нужно быть психологом. Это простая истина, но не все вспоминают о ней. Потому порой, попадая на пары к человеку, который не смотрит на тебя свысока, а относится с уважением, ты удивляешься: «Ого, а обучение бывает и таким?»

Марина Витальевна выполнила свою первую научную миссию. В соавторстве с преподавателем кафедры Оксаной Ждановой она выпустила учебное пособие «Телевизионный репортаж: подготовка к эфиру» —  первое на кафедре, посвященное телевидению. Но главная заслуга Марины Лобачевой не в этом, а в ее отношении к студентам. Она их любит и вдохновляет.  Вот что значит быть преподавателем.

Екатерина Еременко.

×