В небольшой кузнице и два человека с трудом разойдутся, а нас туда набилось пять человек. Анатолий Сидорков, он пришел по делу – с ним все понятно, как и с хозяином – кузнецом Иваном Шестопаловым. А вот трое представителей «Забайкальского Рабочего» — автор этих строк, Александр Калашников и Анатолий Квасов – поместились в кузнице с трудом, но процессу не мешали и в какой-то момент даже сами поучаствовали в ковке ножа. Впрочем, не будем забегать вперед…
Это почти идеальное зрелище – наблюдать за работой кузнеца на фоне жаркого горна, как кусок металла с каждым ударом меняет свою форму, чтобы потом стать… куябриком. Несмотря на смешное и для кого-то не очень благозвучное название, это нож с очень древней историей. Можно даже сказать, что он ровесник нашего железного века.
У этого ножа масса названий – белеевский или белёвский нож, от названия русского города Белёв в Тульской области, где его ковали с незапамятных времен. Куябрик, кстати, тоже название русское – от повелительного наклонения «ковать» – куй. У древних скандинавов он назывался «женский нож», у англичан «нож кузнеца», крестьянский или сельский нож.
Из этого перечня названий понятно, что этот нож не оружие, а обычный хозяйственный, кухонный, но цельнокованый нож из одной полосы или прута металла, простейшей конструкции, хвостовик клинка образует рукоять.
У хорошего кузнеца изготовление такого инструмента не занимало много времени, да и делали его из самого дешевого металла.
Для чего такой подробный рассказ об этом ноже? Дело в том, что хозяин кузни Иван Шестопалов принципиально не делает оружия и не учит этому.
— Иногда приходят заказчики и просят сделать настоящий меч. Что значит настоящий? Чтобы разрубить человека с одного удара? Понятно, что просят не для этого, чаще детство играет где-то, вспоминают те годы, когда махали во дворах деревянными мечами, но всем заказчикам говорю одно – оружие не делаю и не учу этому. Большая часть заказов – это инструменты, — говорит Иван и демонстрирует некоторые образцы… в телефоне, в кузнице только свои инструменты.
Сама кузница примечательна. Если в других в основном используют газ, то в этой используется уголь.
— Это, наверное, единственная кузня в Чите, где используется уголь, — Иван показывает горн, попутно подкидывая туда куски угля. – Она сама по себе примечательна. Это военно-полевая кузница с ЗИПом, – Иван демонстрирует целую батарею самых разных молотков, которые шли в комплекте с горном. — То, как я ее покупал – отдельная история. На Старом рынке мужики торгуют разной всячиной, и вот один из них продавал ее за 20 тысяч. Так я у него целый год каждый месяц что-то покупал, чтобы он меня запомнил и в конце-концов приобрел кузницу за 10 тысяч.
Любовь к кузнечному делу Ивану привил отец, который работал токарем в геолого-разведывательной экспедиции на бывшем руднике в Этыке. С тех пор он перепробовал массу самых разных занятий и профессий, но эта первая любовь осталась с ним.
— Как-то раз увидел кузницу. Зашел, говорю, возьмете на работу? Спрашивают — а что делать умеешь? Отвечаю — особо ничего не умею. А оказалось, умею-то очень много. С того момента и пошло, — вспоминает Иван.
Когда кузнец берет свой молот, раскаленную докрасна заготовку и начинает ковать, то все в кузне начинает петь, в прямом и переносном смысле слова. Что удивительно, громкие звуки ударов металла о металл в небольшом помещении не вызывают неприятных ощущений.
— Это все потому, что звук наковальни сродни звуку колокола, он исцеляет, и энергетику человека поднимает неимоверно, особенно у мужчин, – говорит Иван и неожиданно начинает петь, одновременно нанося удары по наковальне:
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы…
— Песня задавала ритм кузнецам. Это же не просто так она поется. Когда в кузне работает несколько кузнецов, они становятся в круг и слова песни задают ритм работе, — рассказывает кузнец и продолжает петь-ковать:
— Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют приговаривают,
Молотками приколачивают.
По словам Ивана, работа в кузнице рождает потрясающую по своей исцеляющей силе энергетику.
– На днях у меня спина болела, кое-как утром встал, но в кузницу поехал, и всего час работы у наковальни и боль ушла, спину отпустило, – признается Шестопалов. – Но и это не самое удивительное – в металл можно вковать все что угодно, любую свою проблему. Приходите на мастер-класс с запросом, со своей проблемой. Начнете ковать и не заметите, как мысли потекут в совершенно ином направлении, и в процессе работы решите свою проблему. Да это может быть обычный гвоздь, большая проблема – большой гвоздь.
– А на мастер-класс любой человек может прийти?
– Абсолютно, – отвечает Иван. – Сейчас очень девушки полюбили кузнечное дело. Хочется им выковать что-то для домашнего интерьера.
– Во время мастер-классов что обычно куют?
– Начинаем, конечно, с самого простого – с гвоздя. Анатолий начинал именно с них. Куябрик – следующая ступень. Якутский нож будем делать. Он в последнее время получил большую популярность. Якутскую пешню – очень интересная вещь и в хозяйстве необходима, – для убедительности Иван демонстрирует рисунки ножа и пешни.
– Работа в кузнице приносит удовлетворение? – вопрос у Ивана Шестопалова вызывает широкую улыбку:
– Представьте, что у вас каждый день выходной и в этот день вы что-то делаете в свое удовольствие, и вам за это еще деньги платят?
Время в кузнице пролетело незаметно. Уходить совершенно не хотелось, но появилось желание вернуться и собственными руками выковать куябрик.
Олег Тополев.