В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из дерева — материал доступный и легко поддается обработке. Из него мастерили решетчатые стены войлочной юрты, мебель, посуду, луки, сёдла. Для изготовления сундуков в основном использовали кедр, так как его смолистая древесина отпугивала насекомых, а значит, там не заводилась моль, что было немаловажным для бурят, ведь большая часть одежды у степных народов традиционно изготовлена из шерсти и меха. Традиция изготовления таких сундуков у бурятского народа жива по сей день.
— Буряты — народ кочевой, значит что? Где-то в удобном месте надо вещи хранить, чтобы взять и поехать сразу. Вот и нужен правильный сундук. В таких хранили самое ценное, личное, например одежду праздничную, красивую. Женщины ещё украшения складывали, там же раньше целая сбруя была, у кого побогаче — серебряная, у бедняков — медная. Ну, а у мужчин, конечно, первая драгоценность была — личный нож, берегли как зеницу ока. Так что личный сундук для бурята — собственная сокровищница, как без него. Традиция и сейчас сохранилась, сундуки у многих есть, — рассказывает Цыден.
По дереву мастер всерьёз начал работать, по его словам, после армии. До этого пробовал столярничать в школе, учителю труда удалось разбудить в нём любовь к этому материалу. — Всё ходил, смотрел на сундук бабушкин и тянуло сделать такой. «Неужели не смогу», — думал. Первая моя поделка — это смех, конечно. Не получилось. Но он до сих пор у деда в доме стоит. Только это, если по чести сказать, не сундук, а шкаф вышел, — смеётся столяр.
Первый блин комом, как и положено, настоящего мастера не остановит, а подстегнёт. Вот и Цыден только воодушевился и решил во что бы то ни стало освоить заковыристую науку.
— Когда долго сидишь над одним работаешь, ты выучишься, станет лучше получаться, а как иначе. А я долго сидел, много. И выучился, хорошо стало получаться. Раньше я вообще думал, что я первый парень в этом деле, лучше меня нет. Потом, конечно, Интернет мне показал, что есть куда ещё расти, работать. Вот я и работаю, — бесхитростно делится мастер, постукивая специальным молоточком по долоту.
Работа это тонкая — в кедровой дощечке по заранее нанесённой разметке резчик вырубает специальные шпунты — пазы, с помощью которых стенки будущего сундука плотно соединяются друг с другом. Одно лишнее движение — и в лучшем случае изделие выйдет негерметичным, а в худшем загубленной окажется вся работа, начинай сначала. Вот и выстукивает свою песню молоток, врезается в неподатливое на первый взгляд дерево долото, постепенно, по нескольку щепочек за раз превращая просто доску в деталь произведения искусства.
Когда же эта работа закончена и основа сундука собрана, приходит время для творческого самовыражения мастера — нанесения резных украшений. Есть и здесь свои хитрости — различается, и довольно сильно, орнамент для женского и мужского сундуков.
— Женский орнамент, он плавный, скругленный, без резких линий, мягонький. А вот мужской, наоборот, как раз — атакующий, хищный, углы острые, линии резкие. Оно сразу понятно, почему так сложились традиции, правильно? — уточняет Цыден.
Да и в целом работы еще много, довести основу до ума — целое дело. Грунтовка, покраска, шлифовка…
— О, еще дел куча, — смеётся мастер, — отверстия закроем все, будет не видно, крышку ещё вырезать буду, шарниры крепить, идеально чтобы всё. Но основа вот она, готова. Получилось, кстати, на удивление плотненько, одно к одному, без зазоринки. Аура у вас хорошая, значит. Я ведь как: делаю всегда для кого-то. Порой как ни старайся, не выходит, и всё тут. А бывает, как сейчас, между делом — фьють, и готово. Не перестаю удивляться, хоть и привык уже, — улыбается столяр, поворачивая к камере то один, то другой бок будущего добротного, по всем заветам предков сделанного, а главное, с любовью к своему делу традиционного бурятского сундука.
Подготовила Алеся Малинина.